Уважаемые коллеги!

   Для того чтобы Вам было легче ориентироваться в жизни детского сада мы подготовили небольшую методических материалов.

 

Памятка для воспитателей

Особенности организации развивающей предметно-развивающей среды в ДОУ

    В дошкольной педагогике под термином "Развивающая среда" понимается "Комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых".

   Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

        Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно-развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.

          Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно-развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ

  • насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
  • образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы)

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ

   Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

ПОЛУФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

Полуфункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д;
  • наличие в Организации полуфункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности.

ВАРИАТИВНОСТЬ

вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации различных пространств(для игры, конструирования, уединения), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиями по обеспечению надежности и безопасности их пользования.

   Функции предметно-развивающей среды

  • Информационная - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
  • Стимулирующая - должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать "Зону ближайшего развития", возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
  • Развивающая - сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Предметно-развивающая среда в детском саду должна:

  • иметь привлекательный вид;
  • Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
  • Снимать утомляемость:
  • Положительно влиять на эмоциональное состояние;
  • Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
  • Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

 

В группе создаются различные центры активности:

  • "Центр познания" обеспечивает решение задач позновательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами, опыты и эксперименты);
  • "Центр творчества" обеспечивает решение задач активации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
  • "Игровой центр" , обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетноролевых игр;
  • "Литературный центр", обеспечивающий литературное развитие дошкольников;
  • "Спортивный центр", обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей.